Выбор лодочного мотора


    1. Какой мотор выбрать, новый или подержанный?

        1. Экономия денег.

      Новые моторы стоят дорого, что может значительно уменьшить удовольствие от предстоящего плаванья.

        1. Стоимость при перепродаже.

      После 5 лет эксплуатации цена лодочного мотора при его перепродаже не сильно уменьшается.

        1. Надежность.

      Лодочный мотор – это очень надежная техника, и если у вас есть возможность его испытать и провести необходимое тестирование ( в частности, проверить компрессию двигателя), то при положительных результатах он послужит вам не хуже нового.

        1. Наличие.

      Вторичный рынок подвесных лодочных моторов достаточно насыщен, поэтому вам не составит труда подобрать себе именно то, что вы хотите.

        1. Возможность восстановить или отладить имеющийся двигатель и получить в результате новый мотор, не покупая его заново.

      Именно такая возможность в большинстве случаев и является причиной покупки подержанного лодочного мотора. Рассмотрим такую ситуацию: вы купили лодочный мотор, а его двигатель вышел из строя. В этом случае вы можете заменить двигатель восстановить его и получить в результате практически новый лодочный мотор. Любые детали и узлы подержанного лодочного мотора при необходимости можно заменить или отремонтировать, что гораздо дешевле, чем покупать новый мотор. Конструкция подвесного лодочного мотора достаточно проста, и основным его узлом является двигатель («голова»). Если рабочее состояние двигателя сомнений не вызывает, то беспокоится абсолютно не о чем.

      Нижняя часть лодочного мотора (дейдвуд) состоит из небольшого количества по большей части очень прочных деталей и практически не выходит из строя. Если у вас есть возможность дешево купить подержанный лодочный мотор, нуждающийся в ремонте, то затраты на приведение его в рабочее состояние все равно будут ниже, чем на покупку нового лодочного мотора.

        1. Очарование старины.

      Некоторые модели подержанных лодочных моторов, как, например, Mercury 4.5, выпущенные между серединой 60-х и 80-ми годами, как и старые автомобили, имеют особый характер и очарование. Они были созданы еще в те времена, когда качество преобладало над массовым производством.


Подвесные лодочные моторы на сегодняшний день являются одним из самых простых и самых надежных видов техники, используемой в повседневной жизни. Для их производства применяются те же технологии, что и для производства авиационных двигателей. Трудно переоценить как значение лодочных моторов в современной жизни, так и нагрузки, которые им постоянно приходится выдерживать. Они постоянно работают на пределе возможностей, поддерживая высокие обороты двигателя и толкая тяжелые лодки. В процессе работы лодочные моторы часто задевают грунт на высоких скоростях, они вынуждены постоянно принимать на себя удары волн и преодолевать сопротивление воды.

Несмотря на все неизбежные нагрузки, подвесные лодочные моторы прекрасно работают и имеют продолжительный срок службы. При правильной эксплуатации и надлежащем сервисном обслуживании хороший лодочный мотор мощностью до 40 л.с. должен послужить вам по крайней мере 25-30 лет. Сократить этот срок может только неправильная эксплуатация и несвоевременное обслуживание (или полное их отсутствие). Не существует абсолютно никаких оснований, по которым двигатель мощностью до 40 л.с., не имеющий производственных дефектов, не сможет проработать в течение многих лет. Поэтому при рассмотрении вариантов покупки нового или подержанного лодочного мотора вы смело можете остановить свой выбор на подержанном, если он хорошо работает и его двигатель имеет высокую компрессию.

Другой веской причиной выбора подержанного мотора является, безусловно, существенная экономия денег.

Итак, аргументы в пользу покупки подержанного лодочного мотора:

Аргументы в пользу покупки нового лодочного мотора.

Новый лодочный мотор имеет ряд очевидных преимуществ и в первую очередь то, что он никогда прежде никем не использовался и вы его первый хозяин, с которым ему предстоит начинать свою жизнь. Новый мотор имеет гарантию производителя и вероятность того, что он потребует ремонта сразу же после начала эксплуатации крайне мала.

Говоря о новых лодочных моторах, необходимо также отметить, что зачастую их модели не претерпевают существенных конструктивных изменений из года в год, меняются только наклейки. Двигатели, не проданные в течение нескольких лет, существенно падают в цене, несмотря на то, что гарантийный сорок остается прежним. Если при покупке нового мотора есть возможность выбирать между моделями разных годов выпуска, то зачастую имеет смысл отдать предпочтение цене, а не году выпуска.

Итак, оба варианта имеют свои плюсы, но если у вас есть возможность приобрести подержанный лодочный мотор, в рабочем состоянии которого вы абсолютно уверены, то можно смело пойти по этому пути. Если сомнения все же остаются, лучше потратить больше, но быть уверенным в качестве, ведь такая покупка, как лодочный мотор, как правило, совершается нечасто. Ясно одно, какой бы лодочный мотор вы не выбрали, новый или подержанный, удовольствие от прогулок на лодке не должно омрачаться его стоимостью.


    1. Мотор с каким дейдвудом необходим для моей лодки, с коротким, длинным или ультра длинным?


Подвесные лодочные моторы одинаковой мощности могут иметь различную длину дейдвуда (его еще часто называют «сапог» или «нога»). Как же определить, мотор с каким дейдвудом, коротким, длинным или ультра длинным, необходим для вашей лодки? Вытащите лодку из воды, установите ее на твердой поверхности и измерьте расстояние от верхней части транца (транец лодки - это то место, куда крепиться подвесной мотор) до дна лодки. У вас должно получиться примерно 367 мм, 490 мм или 612 мм. Это соответствует короткому, длинному или ультра длинному дейдвуду.

При покупке лодочного мотора одним из важнейших его параметров, с которым вы должны определиться прежде всего, является длина его дейдвуда («ноги», «сапога»).

Как самостоятельно измерить длину дейдвуда лодочного мотора? Для ее определения необходимо измерить расстояние от верхней части крепежного кронштейна до нижней части кавитационной плиты. Полученный результат должен быть равен высоте кормового транца (плюс-минус 24мм). При глиссировании лодка до нижней кромки транца полностью находится над водой. При этом мотор также находится над водой до нижней кромки кавитационной плиты, таким образом, вращающийся гребной винт лодочного мотора не оголяется и постоянно находится в воде.

Приведем ряд вопросов, наиболее часто возникающих при выборе длины дейдвуда лодочного мотора.

В. Можно ли использовать лодочный мотор с длинным дейдвудом на лодке, которая рассчитана на лодочный мотор с коротким дейдвудом?

О. Да, он будет нормально работать, но будет наблюдаться большее сопротивление движению, а также потеря мощности и скорости. Имейте в виду, что плавать с таким мотором по мелководью вы не сможете.

В. Моя лодка имеет регулируемый транец, могу ли я установить на ней подвесной лодочный мотор с коротким дейдвудом?

О. Да, но обязательно убедитесь в том, что транец вашей лодки позволяет установить мотор в правильном положении, а также в том, что вам удобно им управлять.

В. Мне кажется, что в процессе движения лодку слишком уводит в сторону или гребной винт лодочного мотора часто оголяется. Означает ли это, что я неправильно выбрал длину дейдвуда?

О. Возможно. Такого быть не должно, даже если вы находитесь в открытом море и высота волн достаточно велика. Это также может означать, что не правильно выбран угол дифферента. Его нужно проверить в первую очередь, прежде чем что-либо предпринимать.

В. Можно ли переделать лодочный мотор с коротким дейдвудом в лодочный мотор с длинным дейдвудом и наоборот?

О. Некоторые подвесные лодочные моторы можно переделать довольно легко, переделка других довольно затруднительна. В любом случае (при наличии комплекта деталей для переделки) переделать короткий дейдвуд в длинный легче, чем длинный в короткий.

Итак, при выборе подвесного лодочного мотора с коротким, длинным или ультра длинным дейдвудом вы должны измерить высоту транца лодки, чтобы определить, мотор с каким дейдвудом вам необходим (высота транца лодки указана также в ее паспорте). Имейте в виду, что кавитационная плита лодочного мотора должна находиться на одном уровне с днищем лодки. Допустимая отклонение составляет около 24 мм, но лучше, если его величина будет минимальной. Если у вас все же остаются сомнения относительно необходимой длины дейдвуда, обратитесь к производителю лодки.


    1. Какой мощности лодочный мотор нужен для моей лодки?

      • средняя скорость движения 8-16 км/час. Некоторые из 2-цилиндровых лодочных моторов мощностью 3-4 л.с. практически выводят на глиссер надувные лодку или каноэ с одним человеком
      • лодка с таким лодочным мотором будет двигаться гораздо быстрее, чем с 4-тактником той же мощности
      • лодочные двигатели такого класса прекрасно зарекомендовали себя в качестве запасных или буксировочных двигателей, обеспечивая хорошую троллинговую скорость лодкам из стеклоткани длиной около 4,5 м и весом около 270 кг.
      • средняя скорость движения легкой лодки с одним человеком около 18-30 км/час
      • превосходно подходят для троллинга; устанавливаются на парусниках, а также больших лодках в качестве аварийных двигателей
      • рабочие показатели лодочных моторов этого класса сильно зависят от количества человек на борту
      • средняя скорость движения легкой лодки около 28 – 46 км/час
      • лодка длиной около 4 м с одним человеком на борту полностью выходит на глиссер
      • если лодочный мотор мощностью 6 – 8 л.с. кажется вам недостаточно мощным, то поменяйте его на мотор 9.9 – 18 л.с., этого будет более чем достаточно
      • лодочные моторы этого класса мощности как правило оборудуются электростартером и имеют и имеют функцию подзарядки аккумулятора
      • средняя скорость движения около 37 – 55 км/час
      • если лодочный мотор мощностью 9.9 л.с. – 18 л.с. с трудом выводит вашу лодку на глиссер, то мощности в 20 – 35 л.с. будет уже вполне достаточно.


Одним из наиболее важных моментов при покупке подвесного лодочного мотора для любой лодки является правильный выбор его мощности. Существует тонкая грань между недостаточной мощностью и слишком большой мощностью двигателя для вашей лодки. Установив на лодке слишком мощный двигатель, вы рискуете ее повредить и создаете угрозу собственной безопасности. Слишком слабый лодочный мотор не позволит вам использовать все возможности вашей лодки, скорость движения будет невысокой, а нагрузка на двигатель слишком большой. Одним важнейших правил при выборе мощности лодочного мотора является нахождение верного компромисса между мощностью, рекомендованной производителем лодки и максимально допустимой для нее мощностью двигателя.

Пожалуйста, при выборе лодочного мотора обязательно обращайте внимание на его вес. Лодочные моторы одинаковой мощности могут значительно отличаться по весу в зависимости от производителя и конструктивных особенностей, и поэтому могут быть предназначены для судов с разными параметрами.

Подвесные лодочные моторы малой мощности

2 л.с. – 4 л.с. (менее 16 кг)

За исключением четырехтактных Honda 2 л.с. и Suzuki 2.5 л.с., большинство лодочных моторов этого класса двухтактные. Эти моторы прекрасно подходят практически для всех маленьких лодок. Их можно использовать на небольших надувных лодочках, небольших парусных лодках, байдарках и легких плоскодонках длиной 2-3 м. Если ваша лодка достаточно легкая и с одним пассажиром на борту имеет осадку около 50-100 мм, то такой лодочный мотор идеально для нее подходит. К тому же, в большинстве своем лодочные двигатели такого класса имеют встроенные топливные баки, что значительно экономит место и делает их работу полностью автономной.

5 л.с. - 8л.с. (от 18 кг до 27 кг)

Эти легкие компактные лодочные моторы средней мощности являются незаменимыми «рабочими лошадками» для многих судовладельцев. Они выводят на глиссер небольшие (в том числе надувные) лодки, каноэ и небольшие плоскодонки. Преимуществом этих лодочных моторов является сочетание мощности и все еще небольшого веса, позволяющего с легкостью их транспортировать. Они превосходно подходят для большинства маленьких и среднеразмерных лодок, а также могут использоваться в качестве запасных или буксировочных на лодках длиной до 6 м. Эти моторы идеальны для лодок весом от 22 до 112 кг и длиной от 2.4 до 4.3 м, имеющих на борту одного или двух человек.

9.9 л.с. – 18 л.с. (от 29 кг до 45 кг)

Это самые популярные и востребованные трудяги. Двигатели этого класса весьма универсальны и используются практически во всех областях применения небольших судов. Они невероятно популярны у судовладельцев, которым необходимы мощные моторы для перевозки грузов на значительные расстояния. Не меньшей популярностью лодочные моторы такого класса мощности пользуются и у рыбаков, которые отправляются в путь в компании из нескольких человек или с довольно значительным грузом на борту. Эти лодочные моторы часто устанавливаются на больших парусниках длиной от 5 до 7.5 м. Они также используются на плоскодонках, больших каноэ, надувных лодках от 2.7 до 5 м и небольших лодках из стеклоткани размером 3.4 – 5 м. Лодки такого класса обычно весят от 54 до 270 кг. Лодочные моторы этого класса вполне удобны для перевозки людей и грузов.

20 – 35 л.с. (от 45 кг до 67 кг)

Это самые мощные лодочные моторы из разряда двигателей среднего класса мощности. Они очень популярны среди рыбаков, владеющих судами среднего размера. Эти двигатели будут обеспечивать великолепную скорость движения как легким лодкам из стеклоткани, так и большим плоскодонкам. Большинство рыбаков, желающих перемещаться со скоростью 8 – 48 км/час, устанавливают на свои лодки подвесные моторы мощностью не менее 20 л.с. Такие лодочные моторы лучше всего подходят для лодок длиной от 4 м до 5.5 м, парусных судов и понтонов. Они прекрасно работают на больших надувных лодках и каноэ, а также алюминиевых лодках длиной от 4 до 5.5 м. Если вы планируете поездки в компании трех или более человек и хотите, чтобы ваша лодка при этом выходила на глиссер, то вам необходим лодочный мотор мощностью не менее 20 л.с.

Подвесные лодочные моторы средней мощности.

Эти двигатели идеально подходят для лодок из стеклоткани длиной 4.3 – 5.5 м и прогулочных яликов. Они с успехом используются на 5 – 6-метровых понтонах и грузовых алюминиевых лодках длиной более 6 м. Лодочные моторы этого класса одинаково хорошо подходят как для промысловиков, перемещающихся к местам лова со скоростью более 55 км/час, так и для компании из трех и более рыбаков-любителей.

Большие лодочные моторы среднего класса мощности

90 л.с. – 140 л.с. ( с количеством цилиндров не более V4)

Это наиболее популярные в своем классе подвесные лодочные моторы. Они используются практически на всех судах размером от 5 до 7.5 м. Катера и яхты, оснащенные этими двигателями, с легкостью развивают скорость более 100 км/час. Превосходно зарекомендовавшие себя на судах, предназначенных для открытого моря и больших водоемов, эти лодочные моторы с не меньшим успехом будут работать на яхте или понтоне.

Подвесные лодочные моторы большой мощности.

Что ж, это мощные орудия. Такой лодочный мотор будет двигать судно длиной 6.7 - 8.5 м с силой двух двигателей, обеспечивая скорость движения свыше 110 км/час. Лодочные моторы такой мощности, как правило, имеют дейдвуд длиной 612 мм, так как устанавливаются на крупнейших из судов, предназначенных для личного пользования. Чаще всего их устанавливают на морских яхтах или небольших круизных судах.


    1. Какой лодочный мотор выбрать, 2-тактный или 4-тактный?

      • Для водоема, в котором вы будете плавать, разрешены только 4-тактные двигатели
      • Лодочный мотор будет использоваться для троллинга, поэтому ровная и тихая работа является обязательным требованием
      • У вас достаточный бюджет для покупки 4-тактного двигателя
      • Вес двигателя не является проблемой
      • Вы чувствуете, что лишний шум и дым для вас крайне нежелательны
      • Мотор будет использоваться как буксировочный или как резервный
      • Не хотите затруднять себя приготовление топливно-масляной смеси
      • Вас не устраивают технические характеристики 2-тактного лодочного мотора
      • Для водоема, в котором вы будете плавать, использование 4-тактных двигателей не является обязательным требованием
      • Мотор будет использоваться как буксировочный или как резервный
      • <> Ваш бюджет ограничен
      • Вес двигателя для вас принципиален и вы хотите иметь максимально мощный лодочный мотор при минимальном весе
      • Вы хорошо разбираетесь в вопросах обслуживания и ремонта 2-тактных лодочных моторов
      • Вы ограничены в расходах на ремонт
      • Мотор будет подолгу эксплуатироваться в жестком режиме и вы хотите иметь возможность в случае необходимости легко его подрегулировать, отремонтировать или модифицировать
      • Для вас наиболее важны скорость, разгон, верхние значения скорости и приемистость лодочного мотора
      • Хотите выгодно приобрести бывший в употреблении лодочный мотор. На вторичном рынке 2-тактные лодочные двигатели представлены более широко
      • Вам нужен лодочный мотор, хорошо зарекомендовавший себя при эксплуатации в морской воде.


С развитием технологий все сложнее становиться решить, какой же лодочный мотор все-таки выбрать. В настоящее время большинство потребителей при выборе наиболее подходящего для них лодочного мотора рассматривают несколько вариантов, но основные вопросы всегда одни и те же: новый или подержанный двух- или четырехтактный.

Какой мотор мне следует купить, 2-тактный или 4-тактный? Что ж, это зависит от условий его эксплуатации, размеров лодки и ваших приоритетов.

4-тактные лодочные моторы:

4-тактные лодочные моторы менее шумные и более ровно работают на малых оборотах и холостом ходу, что, безусловно, более комфортно при езде. Кроме того, они более экономичны, менее требовательны к топливу и более экологичны, так как имеют низкий уровень вредных выбросов и дыма. Их можно эксплуатировать на всех без исключения водоемах. Четырехтактные лодочные моторы, также, очень надежны.

Отрицательной стороной 4- тактных двигателей является их более сложная по сравнению с 2-тактными конструкция, а, следовательно, и более высокая вероятность поломок. Ремонт их более дорог, рынок запчастей менее насыщен, а опытных специалистов по ремонту меньше. Мощность 4-тактных двигателей меньше, чем 2-тактных. А также четырехтактные лодочные моторы весят больше двухтактных и поэтому зачастую бывают слишком тяжелы для небольших лодок.

Вам стоит остановить свой выбор на 4-тактном моторе в том случае, если вы собираетесь использовать его для троллига и, следовательно, вам необходим тихий и устойчиво работающий на низких оборотах двигатель. На больших судах также предпочтителен мотор именно этого типа. Если вы собираетесь эксплуатировать ваш мотор в водоемах с повышенными экологическими требованиями, то 4-тактный лодочный мотор – ваш единственный вариант. Для тех, кто выезжает на природу в поисках тишины, свежего воздуха, не загрязненного выхлопными газами и дымом, не гонится за сверхскоростями и приемистостью, предпочитая взамен отсутствие необходимости приготовления топливной смеси, 4-тактный лодочный мотор – это идеальный выбор.

Итак, аргументы в пользу четырехтактного лодочного мотора:

2-тактные лодочные моторы:

2-тактные лодочные моторы легче и быстрее, они позволяют развить более высокую скорость и более приемисты. Эти моторы более доступны по цене и имеют и имеют более высокую стоимость при перепродаже. 2- тактные лодочные моторы выпускаются почти 80 лет, поэтому все необходимые запчасти имеются всегда и в достаточном количестве, что значительно упрощает их ремонт. Конструкция двухтактных двигателей проще, чем четырехтактных, а, следовательно, и меньше возможных проблем.

Но 2-тактные лодочные моторы имеют также и ряд очевидных минусов. Эти двигатели не столь экологичны, как 4-тактные, и уровень вредных выбросов и дыма у них выше. Для моделей, не имеющих раздельного впрыска масла, необходимо готовить смесь масла с бензином. Эти двигатели более шумные, менее устойчиво работают на холостом ходу и низких оборотах, сложнее запускаются. Частой проблемой бывает также замасливание контактов свечей.

На 2-тактных лодочный моторах останавливают свой выбор судовладельцы, заинтересованные, прежде всего, в скорости и приемистости двигателя. Двухтактный лодочный мотор предпочтителен также и в том случае, если лодка очень невелика и может не выдержать вес 4-тактного двигателя. Вам следует выбрать 2-тактный лодочный мотор, если вы хорошо разбираетесь в вопросах ремонта двигателей именно этого типа, или если вам нужен мотор, который легко и практически везде может быть отремонтирован. Если для водоема, в котором вы собираетесь плавать нет специальных экологических требований, которым соответствуют только 4-тактные двигатели, то вы вполне можете приобрести и 2-тактный. Если вы хотите иметь максимальную мощность при том же весе двигателя или заинтересованы в более высокой скорости и приемистости, то 2-тактный лодочный мотор для вас.

Итак, аргументы в пользу двухтактного лодочного мотора:

Заметим, что все вышесказанное совсем не означает, что 2-тактные лодочные моторы не годятся для троллинга, а 4-тактные моторы не достаточно быстрые. Это просто вопрос предпочтений, особенностей и преимуществ, которые привлекают каждого конкретного покупателя. Независимо от того, какой двигатель вы решили купить, если вы тщательно взвесите все «за» и «против» и не спеша все обдумаете, то не ошибетесь, а приведенная ниже таблица основных плюсов и минусов обоих типов моторов, надеемся, вам в этом поможет:

Двухтактные лодочные моторы

Плюсы

Минусы

Легче по весу

Больше вредных выбросов

Быстрее разгоняются, в некоторых случаях имеют более высокие значения максимальных скоростей

Более дымные

Более низкая цена

Необходимо готовить смесь масла с бензином (за исключением лодочных моторов с раздельным впрыском масла)

Проще ремонтируются

Менее ровный холостой ход, чем у 4-тактных лодочных моторов

Опыт производства составляет почти 80 лет

Более шумные, чем 4-тактные

Более широко представлены на вторичном рынке

Сложнее запускаются (в некоторых случаях)

Наличие запчастей

Карбюратор выходит из строя («закисает») при длительном хранении

Высокий спрос и высокая стоимость на вторичном рынке

Замасливание контактов свечей зажигания

Более простая конструкция, а, следовательно, меньшая вероятность поломки

-

Четырехтактные лодочные моторы

Плюсы

Минусы

Более тихая и плавная работа

Тяжелые

Высокая топливная экономичность

Часто дороги в ремонте

Великолепны для троллинга

Мало опытных специалистов по ремонту (но их число быстро увеличивается)

Не нужно готовить топливную смесь

Высокая покупная цена

Ровный холостой ход

Технология производства все еще совершенствуется

Экологически более чистые

Очень ограниченный вторичный рынок (хотя быстро растет)

Можно использовать в любых водоемах

Больше слабых мест (но технологии постоянно совершенствуются)

В будущем производство полностью перейдет на выпуск 4-такных (или аналогичных им) лодочных моторов

Как правило, менее мощные, чем аналогичные 2-тактные

Очень надежные

Сложно перевозить и хранить без подставки